Случилось сегодня: пло молань
Иллюстрация: Уильям ЗХолбрук Берд. Школьные правила
Случилось сегодня ознакомиться с результатами очередного опроса
фонда «Общественное мнение». У сограждан выясняли, кто для них является
моральным авторитетом в непростое наше время.
Но о результатах позже, а для начала — собственно о морали. Мораль —
ключевое слово, универсальное объяснение для всего, что Россия с собой в
последние годы творит. Что бы мы ни делали — от уничтожения гражданских
свобод и до вмешательства в дела соседних государств — мы делаем, как
всякому известно, ради спасения традиционных ценностей, моральных в
первую очередь, от разнообразных угроз, растленным Западом порождаемых.
Ну, права человека там, свободы, защита меньшинств, и прочая либеральная
гнусь, – включите телевизор для ознакомления с полным списком. Россия —
последний оплот противостояния этой мерзости, на нее с надеждой смотрят
люди всего мира и так далее.
Собственно, героическая наша борьба против цивилизации прекрасно
описана в известном рассказе Тэффи о переоценке ценностей юными
учениками гимназии. Помните, разумеется:
— Плежде всего надо лассуждать пло молань, — выступил вперед
очень толстый мальчик, с круглыми щеками и надутыми губами. — Молань
важнее всего.
— Какая молань? Что ты мелешь? — удивился Петя Тузин.
— Не молань, а молаль! — поправил председателя тоненький голосок из толпы.
— Я и сказал, молань! — надулся еще больше Иванов-третий.
— Мораль? Ну, хорошо, пусть будет мораль. Так, значит, — мораль… А как это, мораль… это про что?
Классика на то и классика, чтобы не стареть. Ответ, данный сто лет
назад на вопрос «мораль — это про что?», прекрасно описывает претензии
вставшей с колен России к разложившейся Европе. Кстати, и список
традиционных ценностей у Тэффи вполне исчерпывающий:
— Чтобы они не лезли со всякой ерундой, — волнуясь, заговорил
черненький мальчик с хохлом на голове. — То не хорошо, другое не хорошо.
И этого нельзя делать, и того не смей. А почему нельзя — никто не
говорит. И почему мы должны учиться? Почему гимназист непременно обязан
учиться? Ни в каких правилах об этом не говорится. Пусть мне покажут
такой закон, я, может быть, тогда и послушался бы.
— А почему тоже говорят, что нельзя класть локти на стол? Все
это вздор и ерунда, — подхватил кто-то из напиравших на дверь. — Почему
нельзя? Всегда буду класть…
— И стоб позволили зениться, — пискнул тоненький голосок.
— Кричат: «Не смей воровать!» — продолжал мальчик с хохлом. — Пусть докажут. Раз мне полезно воровать…
— А почему вдруг говорят, чтоб я муху не мучил? — забасил Петров-второй. — Если мне доставляет удовольствие…
Чтобы они не лезли со всякой ерундой. И чтобы мух не мешали мучить.
И людей — сделаем поправку на вкусы нынешних ревнителей «молани», они
ведь люди в возрасте совсем не гимназическом. Ну, и воровать. Раз
спасителям отечества полезно воровать...
Теперь вернемся, пожалуй, к опросу ФОМа. Главный моральный
авторитет для россиян, разумеется, Путин В.В. И тут не поспоришь — отец
отечества во всем первый, вопросы морали — не исключение. От шуток про
тигриц и гимнасток воздержимся — это мелко.
Интереснее не номер первый в рейтинге, а те, кто вошел в десятку
сильнейших. На втором месте министр Лавров (отрыв удручающий, правда, у
Путина — 36 процентов голосов, у Лаврова — всего 6). Если вспомнить, что
выше сказано о генезисе нашей моральной озабоченности, это тоже не
удивляет. Министр иностранных дел — человек, ответственный за передачу
миру основного нашего послания – «не лезьте со всякой ерундой, и почему я
должен учиться». Пресс-релизы МИДа стали любимым чтением для людей,
неравнодушных к уголовному жаргону. Да и вообще, грань между
«традиционными ценностями» и блатными понятиями на родине давно
стерлась.
Но вот дальше, к сожалению, стройная концепция рушится. Пять
процентов россиян считают моральным авторитетом Сергея Шойгу. Это третье
место. На четвертом с четырьмя процентами Владимир Жириновский. По три
процента у Медведева Д. и Михалкова Н., два у Зюганова, по одному — у
Сталина, патриарха Кирилла и телеведущего Соловьева. Столько же — у
Кадырова, Чуркина и спортсмена Емельяненко.
И, кажется, нет способа объяснить, как формируется состав сборной
России по борьбе за мораль. Разве что один — обращать внимание надо не
на прилагательное «моральный», а на существительное – «авторитет». И
тогда, с учетом сформулированного выше тезиса о тюремном генезисе того,
что теперь принято называть «традиционными моральными ценностями», все
встанет на свои места.
При таком подходе, правда, смущает не по чину высокое место
Медведева Д.А. И отсутствие в списке морального авторитета Сергея
Михайлова (он же Михась), которого, кстати, поговаривают, моральный
авторитет номер один наградил на днях именными часами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.