Реформа местного самоуправления прошла без учета мнения населения
DSC_8072_900
— Мы проводили в муниципалитетах заседание советов по разработки реформы, на которых присутствовали как глава города, так и глава администрации. Напомним, что мэра города выбирает представительный орган из числа депутатов, и депутаты же утверждают сити-менеджера. Депутаты избираются населением, и являются выразителям его мнения. Таким образом, мы считаем, что при подготовке законопроекта, мы учли мнение населения!
Во время своего выступления министр территориальных образований Тверской области Евгений Ткачев говорил искренне, словно пожарный. Создавалось вполне правдоподобное впечатление, что он верит в то, что демократию можно пропустить через три руки и она останется не тронутой. По всей видимости, Евгений Анатольевич относится к тем людям, которые верят, что если Волга обыграла Рубин, а Рубин – Барселону, то это значит, что тверской клуб из второго дивизиона сильнее испанского гранда.
Законодательное собрание Тверской области в первом чтении приняло законопроект, устанавливающий в регионы способы формирования органов власти. Документ повсеместно отменяет выборы мэров городов, хотя и позволяет уже избранным руководителям «досидеть» на своем посту до конца срока. Часть глав районов избирается напрямую (Ржевский, Оленинский, и Калязинский районы), в других же вводится институт сити-менеджера (Бежецкий, Осташковский, Конаковский, Краснохолмский и другие). Судя по всему, районы распределяли по вариантам формирования органов МСУ, исходя из интересов стабильности власти —в том смысле, что депутаты постарались особо ничего не менять, и постарались не оказаться нос к носу с необходимостью проведения выборов в следующем году. В 12 районах и так ожидаются выборы в следующем году, так что лишние проблемы власти не нужны.
Никакой управленческой или финансовой логики в документе точно нет — в Рамешковском районе отмена выборов, которую утвердили ещё в прошлом году, позволила сэкономить около 2 млн рублей, но это вовсе не означает, что экономить нужно повсеместно. Вот в Оленинском районе не нужно точно ничего менять – не так давно там прошел референдум, на котором местные жители однозначно высказались за прямые выборы. Точнее, высказались за возможность выбирать Олега Дубова, а то вдруг снимут за курение в кабинете.
Референдум и социологические опросы, проводимые во Ржеве, и дающие аналогичные Оленинским результаты, учитывать не стоит, ибо, по мнению правительства Тверской области, они все были куплены. А потому во Ржеве мнение спросили у главы города и администрации, которые однозначно высказались за сохранение двухглавной системы власти в городе.
Было бы удивительно услышать от них нечто иное – тогда одну голову пришлось бы срубить, а власть сама себя не снимает, и бразды правления народу не сдает. Тем более, что, по мнению Евгения Ткачева, в городе наконец-то наступила политическая стабильность. Город, правда, исключен из федеральной программы по празднованию 800-летия, раз в три месяца там перестают вывозить мусор, частенько отключают горячую воду и тепло. Но зато всё чётко и по расписанию.
«Политическую стабильность» сохранили и в Твери, хоть Александр Корзин и Андрей Шевелев во время выборов обещали возвратить прямые выборы мэра. Собственно, это обещала вся фракция «Единая Россия», но, видимо, с памятью у местных представителей партии начинаются проблемы.
Напомним, что у регионального правительства было четыре варианта реформы МСУ. Все они предусмотрены поправками в федеральный закон №131 о местном самоуправлении, подписанными в конце мая президентом России Владимиром Путины.
Всего для всех типов муниципальных образований возможно четыре варианта формирования органов МСУ, а также четыре конфигурации распределения должностей руководителей представительного, исполнительного органов и муниципального образования.
Первый вариант предполагает избрание главы муниципального образования на прямых выборах. При этом он возглавит представительный орган, а глава администрации нанимается по контракту, по результатам конкурсного отбора. Второй способ — мэр избирается депутатами городского парламента из своего числа. Он, как и в первом варианте, возглавит представительный орган, а глава администрации будет назначен по контракту также по результатам отбора. В третьем же случае мэр избирается на прямых выборах, и автоматически становится главой администрации.
Четвертый вариант стоит несколько особняком, и предполагает совмещение должностей главы муниципального образования, председателя представительного и руководителя исполнительного органов.
Так уж получилось, что для всех городов Тверской области по какой-то неведомой причине выбрали именно второй вариант. Если в Твери и в Ржеве он уже продемонстрировал свою абсолютно нулевую эффективность, то, например, Кимрам и Торжку удастся ощутить его некомпетентность лишь через несколько лет. Впрочем, депутаты этих городов могут уже сейчас поинтересоваться у своих коллег из Тверской городской Думы, как им живется с ощущением того, что они сити-менеджера вроде и назначают, а вроде и нет. Ощутить дыхание повсеместного тандема Дудукин-Шевелева, так сказать.
Во время заседания Законодательного Собрания за прямые выборы мэра высказались даже депутаты фракции «Единой России». Михаил Садовников заявил, что современный ФЗ №131 создали либералы на деньги Госдепа, и хотя на этом он уже мог и завершить свою речь, он всё-таки решил развить свой ответ до конца:
- Как будет выглядеть, если мы будем губернатора назначать по конкурсу, а выбирать спикера из своего числа? Ну, бред же! – пояснял Садовников, словно забыв, что в настоящий момент все так и происходит. Губернатора, по крайней мере, жители Тверской области точно не выбирали.
Депутат от Бологовского района, где сложилась абсолютно безумная ситуация с двумя главами (города и района), и двумя же сити-менеджерами (аналогично), заявил, что мэров городов необходимо избирать повсеместно. Однако, по его мнению, для начала надо внести поправку в федеральный закон, которая позволит досидеть до конца срока существующим органам МСУ. Для этого необходимо выйти с инициативой в госдуму.
Если вылущить суть, то это высказывание является идеальной отмазкой: вернуть выборы всё-таки нужно, но примерно никогда, потому что поправку к федеральному закону можно рассматривать воистину бесконечно.
Станислав Петрушенко от «Единой России» заметил, что прямые выборы мэра – лучший способ формирования органов МСУ. Сразу хотелось вспомнить, что лучшее – враг хорошего.
Артем Гончаров от КПРФ задал, пожалуй, главный вопрос: учитывалось ли мнение народа, при разработке законопроекта? Как мы уже знаем из реплики, вынесенной в первый абзац этой колонки, Евгений Ткачёв заявил, что учитывалось мнение сити-менеджеров, которые назначаются депутатами, избранными народом – иными словами, руководствуясь формальной логикой, учитывалось.
С точки же зрения здравого смысла, после подобного ответа ни у кого из присутствовавших на заседании не могло оставаться никаких сомнений в том, что при подготовке законопроекта учитывалось мнение кого угодно, но только не жителей городов.
Андрей Истомин от КПРФ отметил, что проект способствует дальнейшему отчуждению власти от народа. Продолжая риторику коммуниста, можно напомнить, что желание приблизить власть к народу и спровоцировало реформу. Об этом некогда говорил Владимир Путин, который также высказывался за проведение прямых выборов. Но реформы, как и революции, начинают идеалисты, делают романтики, а пожинают их плоды негодяи. Формула, которая в лице этого законопроекта нашла своё воплощение именно в Тверской области.
Надежда Егорова от «Единой России» обещала провести круглый стол, на котором все смогут высказать свое мнение. Под «всеми», видимо, имеется ввиду специально приглашенные и проинструктированные общественники. Именно такая модель обсуждения уже была опробована как раз при подготовке законопроекта: общественная палата Тверской области дала положительное заключение на проект.
И это при том, что 63% жителей России выступают за проведение прямых выборов, 21% выступают против, но сугубо потому, что считают выборы любого уровня сфальсифицированными, и лишь оставшаяся часть выступает принципиально против. Никакого разумного объяснения тому, что при подобных настроениях общественная палата считает нормой отмену прямых выборов мэров, мы найти не можем.
Неудивительно, что уже со следующего созыва треть палаты будет назначена губернатором, а остальные две трети будут выступать от аффилированных с правительством структур.
* * *
Спикер Заксобрания Андрей Епишин предложил перенести все споры по сути законопроекту на второе чтение, поскольку чтение первое подразумевает лишь обсуждение структуры и актуальности. Сам же законопроект необходимо принять до 27 ноября.
Таким образом, Тверская область стала едва ли не единственным регионом, где реформу МСУ примут в авральном режиме. Видимо, чтобы никто не успел понять, что произошло – ведь законопроект и так готовился кулуарно, а приниматься будет и вовсе ударными темпами, и с минимальным паблисити.
По-видимому, в интересах политической стабильности жителей Тверской области не стоит спрашивать, как им выбирать власть. А то ещё вдруг лодка перевернётся.