Валдай-Болтай
Валдайский форум стал трибуной для объявления новой Холодной войны. Риторика сомнений не оставляет: речь идет о сохранении режима
Валдайский клуб в нынешнем году оформился в качестве трибуны, на которой определяется генеральная внешнеполитическая линия партии. Других подобных трибун в стране не осталось. В отношении госпропаганды, к примеру, всегда можно сказать, что беснование насчет радиоактивного пепла есть личная инициатива талантливых и увлеченных телеведущих. В парламенте у нас, как известно, много мнений, но все бесполезные. Депутаты сходятся в том, что Америка — это наш враг, но каждый определяет план действий по-своему. Кто-то собирается запретить в России «Макдоналдс», другие фракции инвестируют в квартиры в Майами, целыми семьями готовясь, вероятно, к карьере разведчиков. Россия в последний год, конечно, очень заметна на внешнеполитической арене, но чего именно она хочет, зачем нарушает международное право и скандалит, — остается, по большому счету, тайной. «Я дерусь, потому что дерусь», — вот принцип Лаврова и Чуркина.
Валдайский клуб, где Путин и его единомышленники по Крымско-Донецкой кампании 2014 года произнесли длинные речи, должен был эти вопросы прояснять. Что для волнующихся граждан России, наблюдающих, как тают их сбережения, что для встревоженных соседей и бывших партнеров. Клуб закончил работу. Нельзя сказать, что нам наконец-то объяснили причины драки, но некоторые выводы сделать можно.
На Валдае Путин поведал нам, что главная проблема россиян сегодня, ключевое препятствие на пути нашего счастья и процветания — это США. Это они разрушили послевоенную систему «сдержек и противовесов», перешли к политике грубой силы, действовали подкупом и шантажом, определяли легитимность режимов в суверенных государствах в зависимости от близости к Вашингтону, а также поддерживали откровенно террористические и неонацистские режимы (это, вероятно, по поводу «киевской хунты»). Описывая действия американцев, Путин для большей убедительности даже употребил термин «отжимать», противопоставив его термину «договариваться». «Мы хотели договариваться, они предпочитали отжимать… Хватит это терпеть!» — вот к чему свелся спич национального лидера.
Получилась мюнхенская речь-2, этакое неловкое объявление холодной войны. Государевы плотники уже начали возводить каркас нового железного занавеса, но в нем на всякий случай оставляют щели, форточки. Вдруг американцы испугаются и решат, что с таким замечательным партнером как мы все-таки нужно сотрудничать? Например, есть тема международного терроризма. Мы были бы рады, конечно, быть партнерами Америки и мирового сообщества в этой сфере, как это было после 2001 года. Но ведь террористы продают нефть по бросовой цене, покушаясь тем самым на святое. Так что те, кто покупает такую нефть, фактически финансирует терроризм, говорит Путин. А нефть нужно покупать нашу, дорогую, чистую — инвестировать тем самым в развитие Русского мира и Крымской республики.
Отвечая на вопросы об Украине, президент решил углубиться в историю. Крым был передан неразумным Хрущевым, а еще раньше советская власть «для увеличения числа пролетарского населения Украины» включила в ее состав Новороссию. Украину Путин в этой связи назвал «сложносочиненным государственным образованием», намекая, вероятно, на необходимость дальнейшей «федерализации». Должно быть, это замечание снова не на шутку взволновало казахов, у которых тоже есть пролетарские территории, полученные от советской власти, — в частности, Рудный Алтай с центром в Усть-Каменогорске. На этом фоне Путин рапортует об успешных интеграционных проектах, в которых участвует наша страна, — ШОС, Евразийский союз. Дескать, совсем мы не похожи на авторитарных изоляционистов. Наоборот, ждем гостей на огонек Русского мира. Кто с нами, тот не замерзнет нынешней зимой.
Главная рациональность речи Путина, похоже, состоит в том, чтобы продолжить игру во «вбивание клиньев» между США и Европой. Во всем виноват жестокий Pax Americana, русские ополченцы из последних сил бросили ему вызов, а ЕС в этой конструкции выглядит разве что как невольная жертва алчных американцев. Похоже, Путин, несмотря на целую серию согласованных действий США и ЕС по украинскому вопросу, все еще верит в то, что способен переиграть всех и сделать из европейцев своих потенциальных союзников. Какие советники шепчут ему такие мысли? Вероятно, те, кто всегда играл в российских элитах партию борьбы с американской угрозой, эти люди известны.
В последние месяцы было много слухов, будто бы лица, принимающие решение в игре от Русского мира, всерьез анализируют украинскую ситуацию в терминах противостояния Америке. Они считают, что Майдан был организован американской агентурой, и требуют ответных действий России, которые, вероятно, и были «по той же технологии» реализованы в Донецке. Путин, сводящий оценку текущего положения к антиамериканской риторике, подтвердил эти слухи. В Кремле действительно думают, что украинцы — «марионетки Запада», и выстраивают свою стратегию соответствующим образом. Руководитель президентской администрации Сергей Иванов в кулуарах заявлял, что Россию можно «резать и убивать», но Крым не будет возвращен Украине никогда и ни при каких условиях. Путин вынужден призывать свое окружение к смирению: «мы не будем строить империю», «нам все еще нужна демократия».
Ясно, что на карту сейчас поставлено выживание режима, сложившегося в России в последние десятилетия. Нужно накормить волков из «Роснефти» и оставить целыми пенсионеров. Оставить надежду и смысл существования для бюджетников, военных, работников ВПК. Ездить отдыхать в Турцию с нынешним курсом евро и доллара будет трудновато, так что нужен новый смысл нашего существования. Что ж, будем практиковать горячий, бездумный антиамериканизм. Внешний враг надолго объединит нацию.
Перед началом речи на Валдае Путин обещал говорить жестко, по существу, оставив в стороне дипломатические ухищрения. Публика затаила дыхание. Сейчас нам расскажут о том, как госкорпопации друзей президента финансируются за счет денег пенсионеров, как поглощение Крыма обернулось сильнейшим падением реальных доходов населения начиная с 90-х, как европейские страны отказываются от сотрудничества в России даже в сфере культуры и образования, как началась свирепая борьба за власть на отторгнутых украинских территориях, как ухудшение качества жизни в стране идет рука об руку с расцветом всех сортов социальной ненависти. Но нет, нам опять затянули старую песню. Америка, гегемония, однополярный мир, мы не позволим, потуже затянуть пояса. Ничего «жесткого» в этих словах, конечно, нет, иначе самым жестким лидером в мире был бы Ким Чен Ын.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.