28 ОКТЯБРЯ 2014, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Ницше в «Сумерках идолов (о том, как философствовать с молотком)» применяет метод «простукивания», позволяющий обнаруживать внутренние пустоты в людях и социальных явлениях, пустоты, делающие людей полыми, пустотелыми. Чтобы обнаружить и доказать наличие внутренних пустот у обитателей российского ТВ, нужен мысленный эксперимент. На минувшей неделе в фокусе внимания СМИ было два главных события: валдайская речь Путина и выборы в Украине. Попробуйте задать себе два вопроса. Первый: что должен был сказать Путин, чтобы его слова не были восприняты обитателями «ящика» как проявление высшего человеческого гения? Например, Путин, объяснив, как плохо бывает, когда патриотизм перерастает в национализм, тут же заявляет: «Самый большой националист в России — это я». А что если бы он сказал прямо противоположное — что в нем нет ни капли национализма, что он самый большой интернационалист в России? Хоть одна говорящая голова хоть на микрон уменьшила бы размер своего восторга от речи Путина?
Или вот выборы в Украине. Каким должен был бы быть их результат, чтобы обитатели российского ТВ не признали их проявлением нарастания фашизма, победы популизма и в целом фальшивыми? Выборы от «невыборов» отличаются предсказуемостью процедуры и непредсказуемостью результата. Судя по предварительным результатам, украинские выборы были самыми непредсказуемыми на постсоветском пространстве за последние годы. Никто не мог предсказать, что «президентский» блок займет не первое место, которое ему с понимающими ухмылками прочили все политологи, а, судя по предварительным результатам, второе. Вопреки всем предсказаниям обе сверхпопулистские партии Ляшко и Тимошенко получили крайне скромные результаты, оказавшись последними из тех, кто преодолел пятипроцентный барьер. Националистические партии «Свобода» и «Правый сектор» в парламент не прошли. Крайняя русофобия в лице Ирины Фарион также оказалась не востребована украинскими избирателями. Все это никак не повлияло на риторику в российских СМИ: все те же «фашизм», «популизм», «национализм», «русофобия», да и вообще, не было никаких выборов, сплошные фальсификации.
«Полые люди» из телевизора вбирают в себя любую информацию, не вступая с ней в содержательное взаимодействие. Стакану неважно, что в нем оказалось, вода, уксус или вино: сполоснулся и готов к дальнейшему употреблению. Форма безразличная к содержанию. Многолетнее наблюдение позволяет сделать вывод: любой человек, попавший на российский канал, через непродолжительное время становится «полым». И это изменение, видимо, необратимо. Исключений не зарегистрировано.
Преисполненные тайны
В жизни полых людей бывают непродолжительные моменты высшего счастья. Моменты ощущения наполненности. Но это не восторг журналиста, который, будучи переполнен информацией, переплавляет ее в материал для СМИ. Счастье полых людей — это краткий миг прикосновения к власти и к ее тайне. В студии «Воскресного вечера с Владимиром Соловьевым» 26.10.2014 собрались люди, преисполненные счастья видеть вблизи Путина, некоторые из них удостоились блаженства личного общения с вождем. Поскольку миг наслаждения случился за два дня до эфира, блаженные улыбки украшали их лица, а глаза, которыми они еще недавно видели вживую источник своих мыслей и радости, — эти глаза сияли как звезды.
Самыми счастливыми были политолог Николай Злобин и писатель Сергей Шаргунов. Политолог Злобин был похож на перекачанный воздушный шарик или на переполненный мочевой пузырь, он просто лопался от гордости от того, что у него с Путиным такие давние эксклюзивные отношения, что Путин практически потрепал его по щеке и взъерошил прическу, пошутив в очередной раз над его фамилией, мол, фамилия у вас злобная. Особая гордость Злобина то, что он единственный из всех позволял себе не соглашаться с Путиным, фактически спорить с вождем. Еще у него был эксклюзивный разговор с Путиным, о содержании которого он, Злобин, вы же понимаете, распространяться не может. Тут политолог многозначительно поджал губы и показал глазами на потолок студии, демонстрируя, насколько высоко, в каких горних высях расположены те политические материи, о которых он беседовал с Путиным.
«Валдайский клуб» не хуже российского ТВ выедает человека изнутри. Злобин, будучи старожилом этой структуры, за время пребывания в ней превратился из штатного «привилегированого критика» российской власти в прямого ее апологета и уже лишь косметически отличается от Железняка и Яровой. Его хвалебная ода «Валдайскому клубу», который, оказывается, есть уникальное изобретение российской власти, была подстать заявлению Соловьева, что в мире никто, кроме Путина, не проводит многочасовых «прямых линий» с подведомственным населением. И Злобин, и Соловьев несомненно правы. Поскольку странно держать на столе муляж яблока при наличии свежих фруктов. Зачем нужно собирать прикормленных политологов или устраивать перекличку со «спецнародом», если есть конкурентные выборы, свободная пресса и независимые исследователи?
Впрочем, не стоит строго судить политолога Злобина. Ведь для него вся эта валдайская, а потом соловьевская туса не только наслаждение струйками власти, щекочущими его полое существо, но и бизнес. Капитализация американского политолога, имеющего регулярные личные контакты с таким экзотическим лидером, как Путин, естественно, выше, чем капитализация простого профессора политологии. Как говорится, ничего личного.
Писатель Сергей Шаргунов намного бескорыстнее Злобина, и в студии он был похож на мальчишку, которого старшие пацаны впервые позвали играть в карты. Он светился счастьем, когда рассказывал о личном опыте общения с Путиным. Было видно, насколько в результате этого общения выросла его самооценка. И конечно, эффект приобщения: «Вы же понимаете, я не все могу вам сказать». Злоязыкий Соловьев не удержался от ехидной реплики: «Никогда у нас еще не было таких секретных гостей!».
Но кое-что из общения с Путиным писатель Шаргунов все-таки поведал россиянам: «Я попросил президента оказать экономическую поддержку Новороссии и был обрадован положительной реакцией Путина». То есть теперь боевики и простые жители Донецка и Луганска могут быть уверены: не может же Путин отказать писателю Шаргунову в такой малости, как помощь Новороссии!
Не менее комедийные роли в этой передаче исполняли депутаты Яровая, Никонов, Пушков, а также писатель Проханов, которого неистощимый на шутки Соловьев торжественно представил как «сказителя земли русской». Их общение напоминало саммит толкователей Священного писания, так называемых экзегетов, способных, взяв цитату из Книги, часами ее обсуждать и объяснять скрытые от ума простых смертных смыслы. В течение часа в прайм-тайм главного государственного канала страны звучало: «Путин совершенно четко говорит о том, что…», «я, кстати, согласен с Путиным в том…», «Путин умело вскрыл…», «Путин демонстрирует огненное острие, направленное вовне» (это, понятное дело, реплика от сказителя Проханова), «Путин в хорошей физической и интеллектуальной форме» (это уже изысканный комплимент от Соловьева).
Как показывает исторический опыт, на базе экзегетики и усилий ее троюродной сестры, схоластики, может возникнуть со временем что-нибудь путное, например, научная мысль. Правда, для этого необходимо иметь в запасе несколько столетий. Нет уверенности, что страна выдержит «Воскресный вечер Владимира Соловьева» так долго.
Сеанс экзорцизма
Атмосфера благости немедленно исчезла из студии «Воскресного вечера», после того как там вместо валдайской речи Путина стали обсуждать украинские выборы. Если в первом случае действо напоминало неспешный и весьма заунывный схоластический диспут, то во втором туре в студии занялись экзорцизмом, то есть процедурой значительно более динамичной и зрелищной. Демонов изгоняли, во-первых, из отсутствующей в студии Украины (заочно) и, во-вторых, из присутствующего в студии философа Александра Ципко (очно).
Из Украины демонов изгоняла Елена Бондаренко, которую Соловьев почему-то все еще представлял как депутата Верховной рады. Она сообщила, что новый состав украинского парламента — это «50 оттенков коричневого». Депутат Железняк продолжил читать заклинания и объявил, что украинские выборы — это «легитимизация нацистской идеологии, поскольку во всех списках — нацисты». Поэтому, приговорил Железняк, то, что происходит на Украине, выборами назвать нельзя. Я в начале колонки уже отмечал, как предварительные результаты выборов соотносятся с тем, что о них говорят в российских СМИ.
Но Железняк, видимо, еще неопытный экзорцист, поскольку часть демонов, которых Железняк изгнал из Украины, немедленно вселилась в философа Александра Ципко. Ничем иным невозможно объяснить, почему взрослый человек, пришедший в студию Соловьева, стал объяснять депутату Железняку (!!), что он, Железняк, из другой эпохи. Что Путин признал результаты выборов в Украине и то, что он, Железняк, делает, очень опасно. Далее одержимый демонами Ципко потребовал пригласить в студию не только представителей Новороссии и тех, кто считает, что в Украине фашист на фашисте и нацистом погоняет, но и реальных украинских политиков.
Соловьев понял, что дело надо брать в свои руки, и заявил, что «украинские выборы проходят под контролем нацгвардии и''Правого сектора''». Все знают, что Соловьев всегда говорит правду. Уж такой он человек. Но ведь это означает, что в «Правом секторе» собрались сплошные праведники! Чем иным можно объяснить, что, контролируя выборы, «Правый сектор» набрал в результате чуть больше 1%?
Однако демону в теле Ципко, видимо, понравилось, и он все не желал покидать свое пристанище, поскольку философ потребовал от участников дискуссии прекратить разжигать ненависть и стремиться к миру. Этого чудовищного безумия не смог вынести даже такой кроткий человек, как представитель ДНР Александр Кофман. Он сообщил, что «чем быстрее уничтожить эту мерзость, тем лучше». И тут же добавил: «Я лично выбью из-под них табуретки». Исходя из контекста, очевидно, что именно таким гуманным, но вместе с тем радикальным способом Александр Кофман планирует пресечь жизненный путь политических лидеров Украины.
И тут Ципко, явно совершенно ослепленный вселившимся в него демоном, заявил, что таким образом мы не прекратим поступление цинковых гробов в Россию. После этого обнаглевшего демона стали изгонять из философа Ципко уже всей студией. Добрейший Александр Кофман заорал: «Вы подлец и провокатор!» «Депутат» Елена Бондаренко сообщила философу, что все, что он сказал, достойно внука полицая. Все остальные стали по очереди выкрикивать слово «провокатор!». Соловьев сначала спросил Ципко, не хочет ли он уничтожить семь миллионов человек (видимо, имея в виду население Донецкой и Луганской областей). Когда философ не проявил желания заниматься геноцидом, Соловьев строго потребовал немедленно предъявить в студии доказательства наплыва цинковых гробов в Россию. Поскольку философ Ципко не смог предъявить ни одного цинкового гроба, стало ясно, что веры ему в этой студии больше нет.
После чего добрейший Александр Кофман воскликнул, что «эскалация конфликта нужна, и она будет!». И добавил, обращаясь уже ко всем россиянам за пределами студии: «Без ваших добровольцев мы погибнем и последний форпост против фашизма, преграждающий его путь к России, падет!»
Завершая «Воскресный вечер», Владимир Соловьев рекомендовал тем, кто хотел бы узнать результаты украинских выборов, позвонить американскому послу в Украине, поскольку он, посол, точно знает, кто и сколько процентов голосов набрал. Судя по результатам, которые известны на момент написания этой колонки, зловредный американец сделал все, чтобы камлания российских пропагандистов про «фашистскую» и «русофобскую» политическую элиту Украины выглядели как слабоумие этих пропагандистов или как карикатура. Впрочем, чего еще можно ждать от американского посла?
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.