«Мы во спасение страны прогнулись». «Справедливая Россия» готовится к выборам в Госдуму. Репортаж Андрея Козенко — Meduza
«Справедливая Россия» начала готовиться к выборам в Госдуму 2016 года. Грядущая кампания стала главной темой заседания центрального совета партии, прошедшего 27 октября в Москве. Спецкор «Медузы» Андрей Козенко побывал на совете и обнаружил, что партия хочет поддерживать Путина, быть в оппозиции и выигрывать выборы (пока из этого списка удается выполнить не все).
В 2014 году справороссы полностью поддержали присоединение Крыма и действия сепаратистов в Донецкой и Луганской областях Украины. Редкая неделя обходилась без заявлений лидера Сергея Миронова о том, что он полностью поддерживает президента России Владимира Путина. Внутрипартийная оппозиция была подавлена, ее лидеры остались без партийных билетов. А в сентябре 2014 года, в единый день голосования, «Справедливая Россия» потерпела самое сокрушительное поражение на выборах всех уровней за свою историю.
Перед партией теперь стоит сложная задача — сохранить риторику и добиться успеха, доказав избирателям, что «Справедливая» чем-то отличается от «Единой России». Доказать планируется, в том числе, за счет активного участия в программах «Общероссийского народного фронта».
Фойе гостиницы «Космос» на ВДНХ в Москве. Делегаты из регионов фотографировались на фоне партийной символики и друг с другом. В зале для конференций под легкую музыку почему-то показывали кадры из фильма про полный цикл производства курятины. Вот курицы несут яйца; вот селяне фасуют, упаковывают и развозят яйца; вот уже и куриные тушки висят на каких-то крюках, а потом, разделанные, отправляются по супермаркетам. Кур сменили свиньи, захотелось отвернуться — их судьба, казалось, была предсказана. Но нет. В кадре появился Сергей Миронов, он фотографировал свиней. Потом Миронова фотографировали со свиньями; видимо, не задумавшись о том, что буквально воспроизводятсоветский анекдот про третьего слева товарища Хрущева.
Вскоре в зал вошел и настоящий Сергей Миронов. «Будем обсуждать новую редакцию программы партии, — рассказал он журналистам. — Время идет, внешнеполитическая ситуация изменилась. Социально-экономические условия тоже». Миронов направился делать доклад, из которого быстро стало понятно, что внутриполитические расклады должны волновать партию куда больше всего остального. На урок политинформации речь лидера «Справедливой России» походила только в самом начале. «НАТО продолжает экспансию на восток, не считаясь с национальными интересами Российской Федерации. Полыхает Ближний Восток. Неспокойно в Южной Азии. Нарастает напряженность в Африке. Продолжается кровавый конфликт у самых границ России, — нагнетал Миронов. — Наши западные партнеры с невиданным упорством погружают мир в атмосферу холодной войны. Политический компромисс в этих условиях воспринимается как слабость».
«Хочу внести ясность в вопрос оппозиционности нашей партии, — внезапно сказал Миронов, и заскучавшие делегаты из регионов оживились. — Солидарное голосование по внешнеполитическим вопросам совершенно не означает, что мы отказались от своих принципов, как об этом написали скорые на руку комментаторы. Мы и впредь будем поддерживать курс президента на создание экономически самостоятельной и сильной России. Но мы будем противостоять всем попыткам сделать это за счет ущемления социальных прав и гарантий людей».
Но тут же Миронов признал, что солидарное голосование обошлось для партии довольно дорого. На выборах в сентябре 2014 года «Справедливая Россия» показала худший результат за восемь лет своего существования. Ни одной победы на губернаторских выборах, средний результат на выборах в региональные законодательные собрания — 4,12%, на выборах в муниципальные заксобрания — 4,1%. Если спроецировать этот результат на выборы в Госдуму, то партия не пройдет даже сниженный с семи до пяти процентов барьер. И, в лучшем случае, будет представлена несколькими одномандатниками. Тогда как в этой Госдуме у «Справедливой России» 62 места — в 2011 году она набрала 13,2% голосов.
«Основная причина — это обострение экономической ситуации и сплочение людей вокруг президента и партии власти [„Единой России“], — считает Миронов. — Многие были удивлены, что кампании провели блестящие, а результат получили плохой. Сами виноваты — не смогли мобилизоваться и привести избирателя на участки». В этой ситуации Миронов счел нужным поддеть либеральные партии — «Яблоко» и «РПР-Парнас» , которые на тех выборах «полностью маргинализировались».
В сентябре 2015 года партия собирается принимать участие как минимум в 13 губернаторских выборах и в 11 выборах в региональные парламенты. «Если не покажем достойный результат, стартовые позиции перед выборами в Госдуму будут минусовыми», — признал Миронов.
Не сумев хорошо сыграть, «Справедливая Россия» теперь надеется успеть поменять правила игры. В планах: добиваться отмены минимального проходного барьера и перенесения единого дня голосования с осени на весну. Избиратель, манкирующий выборами ради грядок — общий кошмар оппозиционных думских партий; им очень обидно, что их всегда предпочитают грядкам. Сергей Миронов лично внес поправку в выборное законодательство: он хочет резко ограничить возможности для досрочного голосования. В сентябре в регионах оно местами достигало 20%, а на губернаторских выборах в Санкт-Петербурге составило 24%. Согласно поправке Миронова, голосовать досрочно смогут только те, кто покажет избирательной комиссии командировочное удостоверение или билет на транспорт, подтверждающий, что в день выборов человек будет в дороге.
Еще одна угроза для справороссов связана с тем, что выборы в Госдуму пройдут по смешанной системе — половина депутатов будет избрана по спискам, половина — по одномандатным округам. Миронов хочет не допустить к выборам членов партий, которые или не участвовали в кампаниях ранее, или не добивались в них успеха. Навскидку это прозвучало слегка антиконституционно, но Миронов сразу сменил тему; сказанное им далее потянуло бы на сенсацию, если бы политика в России не была настолько зарегулирована.
Глава справороссов призвал будущих одномандатников вступать в «Общероссийский народный фронт» и добиваться его поддержки на выборах. «Там обсуждаются самые больные и живые темы. Многие позиции совпадают с нашей программой», — агитировал Миронов. Но ни слова не сказал о том, что ОНФ придуман администрацией президента немного для другой партии, в названии которой тоже есть слово «Россия».
О новой партийной программе (ее полгода будут обсуждать в регионах, потом примут на съезде — будущей весной) Миронов сказал не очень много. Партия выступает за прогрессивную шкалу налогообложения, за борьбу с офшорами (это антигосударственно с учетом санкций) и за контроль не только над доходами, но и над расходами чиновников в полном соответствии с 20-й статьей Конвенции ООН о борьбе с коррупцией (так, правда, и не ратифицированной в России).
Ненадолго задержавшись на этой теме, Сергей Миронов ушел на Украину и оттуда уже не вернулся. Партия полностью признает Донецкую и Луганскую «народные республики», где люди «с оружием в руках отстаивают свое право говорить на русском языке и не подчинятся преступной воле тех деятелей из Киева, которые, в свою очередь, служат воле своих хозяев из-за океана». «Фашистов» же, по его словам, остановят только штык и пуля ополченцев Новороссии. Делегаты хлопали, но не то чтобы очень сильно.
Начались прения — пятиминутные выступления представителей регионов. В случае со «Справедливой Россией» — это заведомо конфликтная ситуация. Как правило, регионалы-справороссы находятся в куда более жестком противостоянии с местными властями, чем руководство партии — с федеральными. Самых ярых оппозиционеров из партии или вычистили, или заставили резко сменить риторику. Но и этого оказалось недостаточно.
Ростовский депутат Госдумы Михаил Емельянов унизил федеральную партийную газету, на которую были выделены сотни тысяч рублей — и все это «ради одной тысячи подписчиков, ни разу не позвонивших или не написавших в редакцию». Депутат призывал закупать рекламные площади в региональных СМИ и активнее вести себя в социальных сетях. Учитывая, что мы живем в 2014 году, предложение следует признать даже консервативным.
Делегаты сетовали, что партийные лидеры первыми приехали в Крым, опередили другие партии, а на сентябрьских выборах «Справедливая Россия» минимальный барьер преодолеть не смогла. Олег Шеин из Астрахани предрекал неминуемые протесты из-за обостряющейся экономической ситуации, но опасался, что возглавят их «неолибералы», а не социалисты. Впрочем, сидевший в президиуме Миронов не выглядел человеком, горящим возглавить какой бы то ни было протест.
«Мы во спасение России прогнулись, скажем прямо. Что взамен? — гнобил федеральное руководство руководитель фракции „Справедливой России“ в заксобрании Камчатского края Михаил Пучковский. — Они перестали воровать? Поблагодарили нас?» Пучковский напал на правительство России. «[Премьер-министр Дмитрий] Медведев никакой. Его обнять и плакать. Подарите ему уже модный компьютер, пусть забавляется, — изрекал камчатский депутат, и зал поддерживал его единодушно. — Министр сельского хозяйства к нам приехал. Где, говорит, рыба, верните ее. Да в Японии давно вся рыба! Нет больше у нас рыбы!» Пучковский опросил жителей края на предмет того, готовы ли они поднять над домом американский флаг. Для подавляющего большинства, говорил он, дело лишь в цене вопроса. Пучковский заглянул и на Украину. «Конечно, украинцы — братья, — говорил он. — Только мы не готовы их принимать, денег нет. Чужих примем — своих выбросим». И вновь возвращался к партийным делам: «Будем дальше пресмыкаться — про нас забудут». Ему хлопали громче, чем Миронову; следующий же выступающий предположил, что «доверие к партийной программе будет не дороже той бумаги, на которой она напечатана».
Пока товарищи из «Справедливой России» выступали один за другим в таком же тоне, давно исключенный из партии и выгнанный из Госдумы Геннадий Гудков комментировал в твиттере украинские выборы: «Завидую хохлам, у них прошли настоящие выборы и есть перспектива создания НОРМАЛЬНОЙ страны. У нас — политический тупик и грядущая катастрофа!» За исключением обидного слова «хохлы», каждый второй выступавший в гостинице «Космос» был настроен примерно так же категорично.
«Нет у нас перспектив, если мы плетемся в хвосте „Единой России“, пытаясь сыграть на безграмотном, пещерном патриотизме, — это была уже Оксана Дмитриева из Санкт-Петербурга . — Патриотическая трескотня — дымовая завеса для „Единой России“. А мы никакой ценности не представляем, если разделяем все это». Сергей Миронов вновь морщился: с его «фашистами», пулями и штыками это никак не стыковалось. Дмитриева же призывала готовиться к будущим войнам, а не прошлым. До первой «войны» — региональных выборов 2015-го — осталось меньше года.
Андрей Козенко
Москва
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.