понедельник, 27 октября 2014 г.

Что значат результаты украинских выборов для России

Успех «Народного фронта» — неприятное явление для России. Но и с этим можно жить
Итоги выборов в Верховную Раду Украины для Москвы не слишком приятны, но «работать с таким парламентом можно», говорят эксперты. Российские телеканалы наверняка будут обращать внимание на отдельных ультраправых в составе парламента, но межгосударственные отношения все равно развиваются по другой линии. Кроме того, российские власти сейчас больше заботит то, что происходит на Донбассе, а не в Киеве.
В воскресенье на Украине прошли досрочные выборы в Верховную Раду – парламент страны. После обработки 50,08% протоколов, полученных ЦИК Украины от избирательных комиссий, на выборах в Раду «Народный фронт» Арсения Яценюка набирает 21,61% голосов, «Блок Петра Порошенко» – 21,45%, «Самопомощь» — 11,1%, «Оппозиционный блок» — 9,82%, Радикальная партия Олега Ляшко — 7,38%, ВО «Батькивщина» Юлии Тимошенко — 5,69%.
Стоит отметить, что эти результаты отличаются от тех, которые изначально предсказывали социологи: радикалы Ляшко получили значительно меньше, а «Народный фронт» заметно больше, чем предполагалось. Не попадают в Раду коммунисты и националисты из партии «Свобода», равно как и широко разрекламированный в России федеральными телеканалами «Правый сектор» (единственное исключение – лидер этой организации Дмитрий Ярош, выигравший выборы в одномандатном округе в Днепропетровской области).
Большинство голосов таким образом получили «партии Майдана». Это «Блок Петра Порошенко» – проект президента Украины, который старается собрать вокруг себя команду лояльных ему политиков; БПП выступает за евроинтерграцию, однако относительно событий на Донбассе придерживается не самой радикальной риторики, объединяя вокруг себя конформистов. «Народный фронт», напротив, собрал вокруг себя сторонников АТО, в том числе Арсения Аценюка, Арсена Авакова, Александра Турчинова и других. «Самопомощь» – это партия мэра Львова Андрея Садового (сам он, впрочем, баллотировался на непроходном месте), она лояльна Петру Порошенко и по сравнению с тем же «НФ» не выглядит радикальной.
«Оппозиционный блок» — это, по сути, трансформировавшаяся «Партия Регионов»; характерно, что наиболее высокий результат она продемонстрировала в областях на юго-востоке Украины, в том числе в Донецкой и Луганской (на территориях, подконтрольных Украине, а не ополченцам).
Новая Рада не улучшит и не ухудшит (если такое вообще возможно) текущие российско-украинские отношения, да и не сильно на них влияет, сказал Znak.com собеседник, близкий к МИД, отмечая, что в целом парламент будет занимать антироссийскую позицию. Но дипломатическая работа сейчас в любом случае ведется не по линии межпарламентского сотрудничества, добавляет собеседник издания.
Профессор и заведующий Кафедрой связей с общественностью МГИМО Валерий Соловей придерживается той же точки зрения.
«Для нашей дипломатии и внешней политики состав Рады ничего не меняет. Еще до проведения выборов было очевидно, что в парламенте сформируется довольно широкий проукраинский и антироссийский консенсус; все партии в вопросе отношений с Россией будут стоять на более-менее одной позиции, кроме остатков «Партии Регионов». Но еще до выборов было очевидно, что эти остатки партии Регионов серьезно влиять на повестку в Раде не будут. Тем более, что едва ли они станут выступать против общенационального консенсуса. Есть, конечно, вопрос, как партии будут выстраивать внутри Рады коалицию и формировать правительство, но это уже проблемы украинской внутренней политики».
«Для наших политиков не самый приятный сюрприз — успех «Народного фронта», — сказал Znak.com глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев. — Эти люди начинали АТО. Зато радостна география голосования – успех «Оппозиционного блока» не только в Донецкой и Луганской областях, но и в Харьковской области, Запорожье, Одесской области, Днепропетровской области. Можно говорить об отличиях Востока от Центральной и Западной части страны. С этой Радой при всех оговорках вполне можно взаимодействовать. Пусть там большинство у партий Майдана, и на 90% она проукраинская. Но «Свободы» нет, «Правого Сектора» нет...  Другое дело, что можно вести себя как мужчина в анекдоте о разводе, которого жена не удовлетворяла. Всех удовлетворяла, а его не удовлетворяла. Как потом выяснилось – его никто не удовлетворял. Будем надеяться на здравый смысл политиков. И украинских, и российских».
Калачев предполагает, что российские прокремлевские СМИ, вероятно, будут уделять особое внимание избранию Яроша – хотя на самом деле это не повод говорить о профашистских настроениях среди трети населения округа и региона.
Политолог Олег Бондаренко считает, что проукраински настроенная Рада может только ухудшить отношения Киева и Москвы. «В Раду прошли откровенные неонацисты: Андрей Белецкий, Игорь  Мосейчук (они имеют судимости по уголовным преступлениям, однако в феврале были признаны политзаключенными и отпущены на свободу), Юрий Шухевич (его отец был ближайшим соратником Степана Бандеры) и другие. Это – неонацисты, которые теперь будут сидеть в парламенте. Я думаю, впрочем, что эта Рада задаст жару и самой Украине, и думаю, что жители национальных окраин такой парламент своим считать не будут», — сказал Бондаренко.
Еще один собеседник издания, близкий к администрации президента, отметил, что Россию сейчас несколько больше волнуют выборы в ДНР и ЛНР, намеченные на 2 ноября: там все развивается куда менее предсказуемо, и Москва может потерять фактический контроль над непризнанными республиками.
Источник Znak.com, близкий к руководству ДНР, отмечает, что в последние дни борьба между различными группировками влияния (Znak.com подробно рассказывал о происходящем ранее) сильно обострилась; есть риск госпереворота. На этом фоне вопросы состава Рады отходят на второй план.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.